Чуйский тракт – одна из старейших дорог России. Она упоминается еще в китайских письменных источниках XXI веков как Мунгальский тракт.

История

Свое историческое название дорога получила из-за близости с Монголией (сейчас асфальтированная трасса доходит до границы с этой соседней страной). Веками здесь была обычная протоптанная тропа, по которой передвигались купцы и войска. Еще в начале средних веков Мунгальский путь стал одной из главных транспортных артерий Алтая.

В полноценную дорогу тропа превратилась в середине XVIII века после вхождения данной местности в состав Российской империи. Но еще долгие годы этнические русские ею не пользовались, так как опасались углубляться вглубь Алтая.

Понадобилось почти сто лет, прежде чем это направление стало одним из основных для русских торговцев. А толчком к такому развитию событий стал ежегодный религиозный обряд местных жителей – дербетов. В сопровождении монгольских воинов они возлагали таблички буддийскими текстами к священному дереву, находящемуся в знаковом для буддистов месте Байхач. И именно это обстоятельство подтолкнуло россиян к разворачиванию торговли по пути следования паломников. Уже в 1788 году в Чуйской долине, в верховье реки Чуи появилась меновая ярмарка Черукельды. Она регулярно собиралась на широкой поляне. Фактически до нее и сократился Мунгальский тракт, теперь уже ставший Чуйским.

Уже в XIX веке на этом пути были установлены торговые склады русских купцов, в которых дербетам и буддийским ламам предлагались ткани, а также различные изделия из металла – топоры, пилы, молотки, гвозди. У иноземцев русские приобретали скот и производные от него – шерсть, мясо. По этой дороге, через горные перевалы, в Россию поступал и чай из Китая. Но все равно в это время она была узка, и на ней было очень трудно разъехаться. Это существенно осложняло связь России с Азией.

Обустройство Чуйского тракта

Дорогу для колесного транспорта приспособили лишь в 1903 году. Но выступы скал не решали проблему ее узости. Разъехаться встречным повозкам в таких условиях было невозможно. Поэтому возле выступов стояли паромы, перевозившие караваны на другой берег, где они должны были продолжать свой путь до следующей переправы.

Проблему начали решать через 10 лет – в 1913-1914 годах Вячеслав Шишков, автор романа «Угрюм-река» возглавил экспедицию, призванную изучить местность и на основании полученных сведений спроектировать новую дорогу. В 1917 году Чуйский тракт уже был готов принимать самый разнообразный транспорт, включая автомобильный, но началась Гражданская война… Трассой государственного значения упомянутая дорога была признана в 1922 году.

Туризм

Тур по Чуйскому тракту пользуется большой популярностью среди туристов. На всей его протяженности встречается множество живописных мест. Есть соответствующая инфраструктура – кемпинги, базы отдыха, гостиницы. Путешествие по Чуйскому тракту привлекает как отечественных, так и зарубежных велосипедистов, автостопщиков и т.д.

Статья подготовлена по материалам с сайта: https://akkem-tur.ru/