Прошлой осенью министр экономического развития Максим Орешкин выступил на фестивале молодежи и студентов и говорил он о молодых. Суть его сообщения заключалось в том, что люди, родившиеся с 1985 по 2000 год, принципиально по-иному воспринимают информацию, и это приводит к глобальным переменам на рынке.

Очевидно, что речь шла о рынке финансовом – пожалуй, именно он меняется и развивается наиболее динамично. Происходит это за счет онлайн-технологий, которые глубоко проникли в эту сферу.

Мнение Орешкина поддерживают и аналитики Центробанка: их данные показывают, что молодежь предпочитает находиться онлайн и искать такие инструменты, которые позволят решить с помощью интернета большинство вопросов. Наиболее прогрессивные институты идут им навстречу и предлагают соответствующие решения.

Показательным примером является весьма известный банк, который принципиально иначе подошел к вопросу выдачи банковских карт своим пользователям. Процедура оформления перенесена в интернет, взаимодействие с клиентом происходит на этапе вручения карты и занимает не более 5 минут. Условия обслуживания здесь таковы, что пользователю априори выгоднее пользоваться безналичным расчетом, решать все свои вопросы либо на сайте банка, либо в мобильном приложении.

По тому же принципу действует система платежных сервисов «Золотая Корона»: сегодня здесь есть все популярные финансовые услуги (денежные переводы, пополнение карты, обмен валюты, погашение кредитов и т.д.), и каждая из них представлена как оффлайн – для клиентов консервативного толка, так и онлайн – для прогрессивно мыслящих людей, которые действительно ценят свое время и экономят средства на комиссии и обслуживании.

Время как ценность вошло в список ценностей молодежи относительно недавно, но это дало свои последствия, а именно – повышение спроса на упрощенные решения, простую и понятную навигацию и интерфейс, мобильность и доступность.

Казалось бы, такое стремление к внешнему упрощению должно привести к появлению недобросовестных предложений: иллюстрацией может быть броское обещание с выгодными условиями, которые сопровождаются разъяснением «под звездочкой», полностью снимающим все преимущества. Но такая стратегия сегодня способна привести предприятие к краху: единожды столкнувшись с недостоверностью предложения или сложностями в его использовании, молодежь не возвращается к нему никогда. Иначе говоря, у любого финансового инструмента есть только один шанс произвести впечатление – образ мышления «поколения Z» второго шанса не предполагает.

Такие поведенческие модели заставляют компании и холдинги пересматривать планы, менять подход к ведению бизнеса, переносить его в интернет. Но большинство успешных организаций приходят к этому органично, как это произошло все с той же «Золотой Короной»: изначально разработанные для отправки средств наличными, денежные переводы онлайн появились на https://koronapay.com/, а затем шагнули и в смартфоны своих пользователей. Такое решение появилось бы в любом случае, но молодежь как движущая сила дала запрос на простой мобильный сервис, отвечающий на ее потребности. И колеса прогресса завертелись быстрей.