Исаев: жадность чиновников привела к мусорному коллапсу в России

В новый год россияне вошли с давно анонсированной «мусорной» реформой. Изменения коснулись прежде всего начисления тарифов для населения, а также правил сортировки и вывоза отходов. Региональные власти, обрадовавшись возможности скинуть с себя обременительные и малоприбыльные обязанности, судорожно начали искать так называемых региональных операторов и готовиться к внедрению в жизнь ФЗ № 503-ФЗ. Но судя по тому, что прямо с 1 января страна оказалась просто завалена мусором, подготовка была позорно провалена.

Немного предыстории

До 1 января вывозом мусора занимались муниципалитеты, стоимость этой услуги включалась в список жилищных услуг. Реформа стартовала после подписания президентом России указа о ФЗ № 503-ФЗ. Подготовка велась весь 2018 год. За это время местные власти должны были не только выбрать регоператора, но и построить и оборудовать специализированные полигоны, определить новые тарифы, а также создать электронную карту перемещения и захоронения опасных отходов. Именно она должна была исключить использование и возникновение нелегальных свалок.

Мусорный коллапс в Челябинске, который грянул осенью прошлого года, показал, что регионы провалили эти задачи. Тарифы не были утверждены практически ни в одном из регионов, операторов выбрали в 11 регионах, в 13 только объявили конкурс. Региональные операторы устроили фактически шантаж местных властей, саботируя участие в конкурсах якобы из-за заниженных тарифов. Под предлогом этого давления местные чиновники взвинтили цены не просто в разы, а иногда и в десятки раз, сняв с себя любую ответственность за качество услуги.

Не спешите, а то еще успеете…

В конце 2018 года, под елочку, в ситуацию вмешалась Госдума, которая приняла переходные положения и изменения в закон. Три города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — получили отсрочку еще на три года. Остальным регионам было позволено еще минимум 4 года использовать нелегальные свалки. Кроме того, законодатели позволили властям в случае банкротства или отсутствия победителя конкурса регоператоров привлекать на год оператора вне конкурса, или даже возлагать эти обязанности на бюджетные и муниципальные организации.

И законодатели, и эксперты не скрывают, что эти временные послабления, которые должны быть спасти регионы от гор мусора сразу после Нового года, могут привести к тому, что регионы окончательно расслабятся и прекратят переход к новой системе обращения с отходами. Кроме того, в невыгодной ситуации оказались те регионы, где эта подготовка шла по графику.

Велика Россия, а полигоны построить негде

Согласно требований нового закона, полигоны для вывоза мусора должны быть построены не менее, чем в 50 км от ближайшего населенного пункта. В густонаселенных областях Юга и Центра России, европейской части практически невозможно найти место, где можно было разместить новый полигон на таком удалении от сел и поселков. Следовательно, операторы по-прежнему будут пользоваться существующими нелегальными свалками. Кроме того, при составлении электронного реестра легальных полигонов местные чиновники исключают те или иные площадки, исходя из личных и субъективных критериев. Это приводит к стремительному росту транспортных накладных расходов и другим манипуляциям.

Сортируем, сортируем, да не высортируем

Отдельно стоит остановиться на системе сортировки отходов, без которой теперь мусор не будет вывозиться на полигоны. Оператор обязан установить в каждом дворе, на расстоянии не менее 20 м от дома площадку, оборудованную отдельными контейнерами для различных видов мусора, кроме того, вывозить этот мусор разными машинами. Для большинства операторов это либо невозможно, либо финансово невыгодно, по тем тарифам, которые им предлагают местные власти. Кроме того, в большинстве регионов России, особенно в небольших городах и поселках просто нет культуры раздельного сбора мусора, которая на Западе воспитывается в нескольких поколениях. Значит, и это требование останется фикцией.

Цена вопроса

Теперь самый любопытный и беспокоящий обычных россиян вопрос — тарифы.

В некоторых регионах рост тарифов произошел не просто в разы, а в десятки раз. Прежде всего изменился механизм начисления платы за вывоз мусора. Если раньше она рассчитывалась исходя из площади квартиры, то с 1 января 2019 года будет зависеть от числа проживающих. Оплата теперь охватит всех, даже владельцев частных домов и дач. По сути, весь груз оплаты за вывоз мусора полностью переложили на плечи населения. Им придется оплачивать расходы операторов по оборудованию площадок, сортировке мусора и прочие. 60% тарифа сейчас — это транспортные расходы. К примеру, в Магаданской области региональный оператор вывозит мусор на расстояние более 600 км, при этом тариф становится просто «золотым».

В реальности в большинстве регионов России, где мусорная реформа в той или иной форме таки вступила в силу с 1 января, мусорный коллапс усиливается день ото дня. Несмотря на стремительно растущие тарифы в платежках, города утопают в горах мусора, региональные операторы и чиновники разводят руками: они могут гарантировать только повышение тарифов, но не качество услуги.

Никита Исаев специально для «Актуальных комментариев»