Суть когнитивной технологии состоит в том, чтобы обеспечить ученику понимание усваиваемого содержания, то есть научить его учиться.

В основе когнитивных технологий — обучение на основе когнитивных схем, которые организуют процесс усвоения и в значительной степени определяют его результаты.

Под схемой, как правило, понимают «систему внутренних ментальных репрезентаций, в которых содержатся знания об объектах и явлениях, используемых для ориентировки в окружающем мире». Это понятие позволяет говорить, например, о схеме мира, схеме поведения (или схемы действия), схемы восприятия, схемы мышления.

Когнитивное обучение представляет собой обобщенную совокупность знаний, способов действий и приемов, необходимых для эффективного усвоения некоторого содержания образования. Она включает такие компоненты, как система понятий, представлений, суждений, закономерностей, принципов, действий, операций и процедур, обеспечивающих усвоение содержания образования; а также основные способы мышления, необходимые для усвоения учебного материала, т.е. способы работы с информацией, способы построения мысленных образов и т.п.

Для того чтобы схема поведения и схема обучения соответствовали потребностям учебного процесса, были адекватны ему, их надо спроектировать.

При проектировании когнитивной технологии учитываются принципы построения учебных программ, дидактические принципы, возрастные возможности учащихся, содержание учебного предмета, особенности технологии его обучения. Для каждой ступени обучения разрабатываются соответствующие схемы.

На стадии проектирования важно учитывать, что в учебном процессе схема может выступать как относительно самостоятельная категория по отношению к исходным понятиям, принципам, категориям и более высоким схемам. Она может быть самостоятельным предметом усвоения (понятия, принципы, категории), а может и не являться им, а усваиваться как компонент схемы обучения. В обучении схема может развиваться, обогащаться, уточняться. Но все равно она будет выступать как особый предмет усвоения, который не может быть отнесен ни к схеме поведения, ни к схеме обучения.