Росреестр объяснил, как правильно дарить недвижимость

Федеральная кадастровая палата Росреестра разъяснила, как правильно провести процедуру дарения недвижимости. В частности, специалисты рассказали, кто может получать в дар недвижимость и нужно ли платить налог за подаренную квартиру.

Подарить недвижимость (квартиру, дом, земельный участок) — значит безвозмездно передать на нее права другому лицу. Но дарение недвижимости — это тоже сделка, отмечают в Росреестре.

Поэтому между дарителем и человеком, который получит недвижимость, должен быть составлен договор, который нужно будет зарегистрировать в Росреестре. Устное обещание не имеет правового основания. Просто передача ключей от квартиры или документов на недвижимость тоже не меняет владельца, подчеркивают специалисты.

Платить налог или нет?

Нужно ли платить налог за подаренное имущество, зависит от родства двух сторон. Если даритель и человек, который получает недвижимость, являются членами семьи или близкими родственниками: супругами, родителями и детьми (в том числе усыновителями и усыновленными), дедушкой, бабушкой, внуками, братьями и сестрами, то они освобождаются от налога.

Если же недвижимость получит в дар неблизкий родственник, то он должен уплатить подоходный налог в размере 13 % от кадастровой стоимости объекта.

Кто может дарить и получать?

Подарить недвижимость может как сам владелец, так и его представитель по доверенности. Но закон предусматривает круг лиц, которым запрещается осуществлять дарение (статья 576 Гражданского кодекса РФ). Это:

  • законные представители малолетних и признанных недееспособными граждан;
  • работники образовательных организаций, медорганизаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
  • госслужащие и муниципальные чиновники, работники Банка России;
  • любые коммерческие организации.

Регистрация подаренного имущества

Главное во время сделки — заключение договора, говорят в Росреестре. В нем даритель передает права на имущество другому человеку. В большинстве случаев обязательное удостоверение сделки у нотариуса не требуется.

Если сделка удостоверяется нотариусом, можно подать документы на регистрацию через него. Нотариус представит в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и другие документы в Росреестр.

Также необходимо оплатить госпошлину. Если документы подаются в бумажной форме, за регистрацию права собственности на квартиру необходимо заплатить две тысячи рублей, а если документы подаются в электронном виде — 1,4 тысячи.

Подать заявление на государственную регистрацию прав можно и без нотариуса, обратившись в МФЦ или в офисы кадастровой палаты. Также можно воспользоваться электронным сервисом на сайте Росреестра.

Необходимые документы для регистрации перехода прав собственности:

  • заявление о государственной регистрации перехода права (представляет даритель) и о государственной регистрации права собственности (представляет одаряемый);
  • документы, удостоверяющие личности участников договора;
  • договор дарения;
  • иные документы, необходимые для государственной регистрации.