При современном уровне развития компьютерных технологий виртуальная реальность получается в основном за счет создания изображений и акустических эффектов. Тактильные и даже обонятельные или вкусовые ощущения используются реже. Кроме того, эта технология обеспечивает взаимодействие с окружающей средой, моделируемой компьютером, с помощью различных типов манипуляторов.

Визуализация

Мы воспринимаем визуальный опыт нашими глазами, наблюдая за окружающей средой, представленной различными типами экранов. Компьютерные экраны наиболее часто используются. Широкоформатные (включая кино) и миниатюрные (помещенные в специально сконструированные «очки») экраны также используются. Все эти технологии позволяют отображать изображение как в 2D, так и в 3D (стереоскопическое). Несколько технологий используются для достижения трехмерного эффекта. Самой старой из них является использование двухцветных (сине-красных) анаглифных очков, через которые просматривается специально созданное изображение. Недостатком этой технологии является слабая глубина цвета, поэтому ее все чаще заменяют поляризованные очки. Здесь мы также имеем дело со специально подготовленным изображением и очками. Такие очки  имеют обратную поляризацию проходящего света. Уже при первом контакте мы ощущаем огромное преимущество этой технологии перед «красно-синими». Они не ограничивают вид цветов и создают очень реалистичную глубину трехмерного изображения.

Также стоит упомянуть здесь технологию полупрозрачных ЖК- очков, электрически подключенных к системе и синхронизированных с изображением, отображаемым на экране в виде двух половин изображения. Каждая  из половины изображений отображается поочередно (обычно с частотой 120Гц ), в то время как очки затемнены попеременно, пропуская только четные или нечетные рамки для фотографий левому и правому глазу. Другая технология — это «очки», содержащие два встроенных миниатюрных экрана, на каждом из которых отображается правильная часть изображения.

Звук

Акустический опыт не всегда сопровождает среду виртуальной реальности. В некоторых приложениях он есть (моделирование погоды, прогулки по городу). В других, звуковые эффекты являются неотъемлемым элементом этой среды, увеличивая глубину опыта виртуального мира. Особенно сложно представить компьютерные игры без звуковых эффектов. Чтобы максимизировать эффект ощущений, используются 3D многоканальные звуковые системы.