Все начинается с VR: как в Томске готовят будущих энергетиков

Новая VR-лаборатория помогает студентам Инженерной школы энергетики ТПУ знакомиться с настоящими производственными процессами, находясь в виртуальном пространстве. С помощью VR-тренажеров студенты могут настроить тепловой узел или провести диагностику электрооборудования. Эти цифровые двойники являются точной копией реальных производств.

Модернизированная учебная лаборатория начала работу в Томском политехе с этого учебного года. На ремонт помещения и создание многофункциональных комплексов было потрачено более трех миллионов рублей. Это средства федеральной программы «Приоритет 2030».

В учебной лаборатории появились новые компьютеры и VR-тренажеры для работы исключительно в виртуальном пространстве. Занимаются здесь студенты третьего и четвертого курсов, магистранты первого курса.

Одновременно на тренажерах индивидуально смогут работать девять обучающихся.

Цель такой лаборатории — чтобы студент еще во время своего обучения смог познакомиться с производственными площадками, где он после выпуска сможет работать.

«Чтобы зайти на предприятие и подойти к конкретным объектам, студентам нужно получить массу разрешений. Конечно, у нас эти процессы уже отлажены, но чтобы сократить этот путь и помочь ребятам ответить на вопрос «Где я буду завтра?», есть эта лаборатория», — отмечает замдиректора по развитию Инженерной школы энергетики ТПУ Александр Ивашутенко.

Все начинается с VR: как в Томске готовят будущих энергетиков

Все начинается с VR: как в Томске готовят будущих энергетиков

Все начинается с VR: как в Томске готовят будущих энергетиков

Цифровые двойники являются точной копией реальных производств. Их созданием занимались специалисты Томского политеха под руководством куратора от самого предприятия.

По словам старшего преподавателя отделения электроэнергетики и электротехники ТПУ Михаила Попова, на создание одного цифрового двойника с конкретным сценарием развития ситуации может потребоваться от полутора месяцев до полугода. Все зависит от сложности сценария.

В создании виртуального мира участвует специальная команда, куда, в частности, входят гейм-дизайнер и инженер-энергетик. Задача последнего — прописать возможные варианты развития ситуация в сценарии. То есть как поведет себя то или иное оборудование при нажатии конкретной кнопки или выполнении другого действия.

Перед созданием цифрового двойника команда политехников приходит на реальный объект, где вместе с оперативно-дежурным персоналом проводит подробную фото- видеосъемку, записывает аудио. Эти данные будут основой для создания виртуальной среды.

«Такое обучение намного интереснее», — отмечает Михаил Попов

По словам специалиста, VR-тренажеры позволяют усилить образовательные программы в части получения студентами навыков и компетенций, которые им будут необходимы на реальных предприятиях топливно-энергетического комплекса.

После получения теории студенты смогут сопоставить эти знания с производственными объектами. Цифровые двойники — это точная копия объектов на предприятиях.

Для предприятий такая лаборатория тоже представляет интерес. С помощью цифровых двойников сотрудники компаний могут проходить курсы повышения квалификации.

Сейчас для VR-лаборатории Инженерной школы энергетики подготовлено 15 образовательных программ — четыре сценария подготовки специалистов по направлению «Теплоэнергетика» и 11 сценариев по направлению «Электроэнергетика».

Это комплекс для отработки навыков оператора химводоподготовки, настройки теплового узла, оперативного переключения на подстанции, диагностики и испытания электрооборудования, монтажа и наладки силового оборудования.

По словам самих студентов, чтобы полноценно погрузиться в работу в виртуальном пространстве, хватает 15 минут.

Как отмечают в ТПУ, в будущем планируется предоставить возможность студентам-энергетикам защищать дипломные работы с использованием VR-технологий.

Все начинается с VR: как в Томске готовят будущих энергетиков