А было ли предательство?

Наличие у журналиста Сергея Брилёва двойного гражданства взбудоражило российскую общественность. Но справедливы ли посыпавшиеся обвинения в госизменене? Или же есть иная, скрытая и более сложная сторона у этой истории?

Брилёв Сергей Борисович. Ведущий авторской передачи «Вести в субботу», заместитель директора одного из главных федеральных каналов — «Россия», член Общественного совета при Министерстве обороны России. Рождён на Кубе, в семье сотрудников Торгового Представительства СССР. Компетентный и высоко квалифицированный журналист, берущий интервью у представителей «высшей лиги» — президентов и премьер-министров, один из людей, в первую очередь ассоциирующихся с чётким и последовательным выражением официальной российской позиции по международным вопросам, и, как недавно выяснилось, гражданин Великобритании. Одного из главных стратегических и идеологических конкурентов России.

Предательство, лицемерие, неслыханная безалаберность отечественных спецструктур… Или же всё несколько сложнее?

После выявления факта наличия двойного гражданства у Брилёва Фондом Борьбы с Коррупцией Алексея Навального на российского журналиста собаки были спущены всеми – СМИ, интернет-медиа, обществом… Началась стандартная, со свойственными в особенности русскому человеку спешностью и максимализмом травля.

Однако существует несколько отличная от массовой версия. Она зиждется на удивительном сходстве двух видов деятельности, журналистики, и так называемой легальной разведки.

Цель и в том, и в другом случае абсолютно одинаковая – добыча информации. Средства, методы, пути достижения её, безусловно, могут различаться, однако качества у людей, работающих в обеих сферах, должны быть во многом схожи – аналитический склад ума, быстрая реакция, отменная память, умение налаживать контакт с людьми из самых разных социальных кругов и разного мировоззрения. И там, и там знание иностранных языков считается не плюсом, а необходимым «набором джентльмена».

Именно поэтому многие десятилетия существует такое явление, как «журналист-разведчик». Иначе говоря – журналисты, работающие в СМИ своего государства, однако при этом осуществляющие на благо страны легальную разведывательную деятельность на территории других государств. Легальная разведка подразумевает, что персону, её осуществляющую, прекрасно знает любой интересующийся. Она всегда на виду, её имя не скрыто за грифом «Top Secret», а биографию можно найти, щёлкнув по первой ссылке в поисковике браузера. Такая персона может иметь гражданство другого государства. Такая персона может даже на территории другого государства проживать, например, при профессиональной необходимости.

Одним из легендарных разведчиков, осуществлявших свои должностные полномочия при одновременной работе в средствах массовой информации, был Гарольд Адриан Рассел Филби по прозвищу Ким. С 1934 года он работал на советскую разведку. В том числе передавал информацию о деятельности Франсиско Франко. Советский разведчик Арнольд Генрихович Дейч так ввёл его в курс дела: «Тебе нужно двигаться в большую журналистику. Нам хотелось бы, чтобы ты снова поехал к Франко, но уже от какой-нибудь крупной газеты, чтобы иметь больше доступа ко всем вопросам. Для этого тебе надо опубликоваться в каком-нибудь солидном издании». Подходящим солидным изданием оказалась британская Times…

В МИД РФ призвали власти США «задуматься, в каком свете они выставляют свою демократию гонениями на российских журналистов» и прекратить практику гонений на российских журналистов в США.

Другой сотрудник советской разведки, Рихард Зорге, также служил на благо Родины, являясь профессиональным журналистом. Он действовал в милитаристской Японии, будучи штатным корреспондентом немецкой газеты Frankfurter Zeitung, и заодно членом нацистской партии.

Советский корреспондент «Известий», Леонид Сергеевич Колосов, многие годы проработавший в Италии, так же несколько лет занимал руководящую должность в Торговом Представительстве СССР. А затем, пройдя обучение в разведшколе, работал на советскую разведку – также в Италии. Одновременно он продолжал журналистскую деятельность.

Президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский в октябре 2016 года заявил, что «журналист легко может быть одновременно и разведчиком, т.к. это похожие профессии».

«Практика, когда журналисты выполняют функции разведчиков, широко используется в разных странах». Это, согласно информации Национальной Службы Новостей, подтверждают данные исследования, которым располагает Засурский.

Любопытной, хоть и неподтверждённой информацией является то, что отец Сергея Брилёва, Борис Брилёв, в годы работы в Торговом представительстве был прикомандирован к воинской части, сегодня являющейся структурным подразделением Службы Внешней Разведки (во времена СССР функции внешней разведки осуществляло Первое главное управление КГБ СССР, преемницей которого и является СВР). Кадровый сотрудник, работающий в дипмиссиях, посольствах, консульствах и представительствах в других странах – общепринятое международное явление.

Сам Сергей, к слову, является автором книги «Разведка. Нелегалы наоборот: сотрудничество спецслужб Лондона и Москвы времен Второй мировой».

Все эти факты перечислены не для того, чтобы что-то утверждать, или тем паче кому бы то ни было что-то доказывать. Нет, это лишь предположение, версия. И – информация к размышлению для тех, кто любит судить быстро, категорично и безапелляционно. Эта версия состоит в том, что человек, о котором вдруг стало модно писать как можно более нелицеприятно, может оказаться не предателем, променявшим родную страну на заграничное счастье, а напротив, являясь высокопрофессиональным журналистом, быть убеждённым человеком, работающим на благо родины и ведомым глубоким чувством патриотизма. Все явления в нашем мире сложны и многоуровневы. И многое зачастую является не тем, чем кажется на первый взгляд.